Работа с общей тревогой
Работа с общей тревогой
Уважаемые студенты Ирбитского гуманитарного колледжа, многие из вас знают, что мысли вызывают эмоции – в том числе, тревогу. Например: «я знаю, что мне нужно сдать зачеты или экзамены в конце года, что преподаватели будут у меня спрашивать, как я изучил материал, находясь на дистанционном обучении. Я думаю, что могу невнимательно прочитать представленную мне лекцию или неправильно понять смысл или идею основной темы, а затем не смогу внятно это объяснить, и что преподаватель подумает, что я не изучал; …решая тест я допущу ошибки…». Все эти мысли могут вызывать у вас тревогу».
Для того чтобы лучше понять свои эмоции, советую вам вести дневник, в котором необходимо отмечать и анализировать все события, в том числе и «тревожные». В этом дневнике должно быть 3-4 графы (столбики):
1 графа: Ситуация, событие – что произошло
2 графа: Мысли, возникающие в этот момент
3 графа: Эмоции. В данном случае – тревога, но в принципе можно применять этот дневник и для других эмоций. В идеале в процентах (об этом чуть позже).
4 графа: Альтернативная мысль (мысли).
5 графа: Графа для «продвинутых» — ее лучше добавить, когда уже будет некоторая практика ведения такого дневника.
Выглядеть это будет примерно так
Ситуация (что произошло) | Мысли (что я думаю) | Эмоции (что я чувствую в %) | Альтернативная мысль (направит на положительные эмоции) | Оценка эмоции (в % после изменения мысли) |
Зашла на страницу одного знакомого в ВК | Он гараздо более успешный, чем я, у него хорошая работа, достойный заработок, шикарная машина, жена, ребенок… А я просто неудачник | Тревога 30% | Сравнивать себя с другими бесполезно, я всё равно не знаю полную историю. Я по сравнению сам с собой, становлюсь всё успешнее, иду к своей цели (конкретно прописать что делаете и это будет для обдумывания в следующей строке) | Тревога 5% (или 0?=)) |
(конкретно прописать что делаете и это будет для обдумывания в следующей строке) Например: изучаю … Делаю… Налаживаю… |
|
|
|
|
Рекомендации к ведению таблицы.
Во-первых, надо вести ее ежедневно. Желательно делать 3 – 5 записей, думаю, меньше 3 не имеет смысла.
Во-вторых, как определить, что эта эмоция – именно тревога? Некоторые люди ощущают эмоции физически (может быть, например, учащенный пульс, зажатые мышцы и т.п.), но иногда это случается лишь тогда, когда тревога очень сильная. Поэтому обычно определить тревогу возможно по косвенным признакам – определенным мыслям («а что если», «а вдруг», «он/она думает, что я…») или просто очень быстрой их смене, невозможности сконцентрироваться или желании избежать ситуации, отвлечь себя (например, «блуждание» по сайтам).
Если вы легко можете определить свою тревогу в процентах – отлично. Если нет, для этого лучше сделать специальную шкалу. Вспомните событие (события), которые провоцировали самую сильную тревогу в вашей жизни – это будет 100%. Подумайте, какое событие составляет примерно половину этого максимума, и у вас будет 50%. 60% — это уже чуть больше тревоги, и т.д. Таким образом, для каждой десятки процентов у вас будет какое-то «шаблонное» событие, с которым вы сможете сравнивать то, что с вами происходит.
Ведение дневника поможет вам лучше распознавать и осознавать все, что происходит в вашей жизни, замечать события и отслеживать эмоции, которые эти события у вас вызывают.
Знайте: событие само по себе безоценочно, оценку или отношение к нему – определяет ДЛЯ СЕБЯ САМ каждый человек. Например, для кого –то карантин это радость, шикарная возможность к саморазвитию и самосовершенствованию (интеллектуальному, физическому и т..п.), возможность сделать то, к чему никак «не доходили руки», а для кого-то карантин это ужас, заточение, ограничение. ВЫ САМИ РЕШАЕТЕ как себя чувствовать в одной и той же ситуации. Вы сами определяете для себя – радоваться или страдать.
В связи с этим разрешите предложить вам одну замечательную притчу.
ГРЕТЬСЯ ИЛИ МЕРЗНУТЬ (Хасидская притча)
Однажды в очень холодный день раввин и его ученики грелись у костра.
Один из учеников, повторяя учение своего Мастера, воскликнул:
– Я точно знаю, что нужно делать в такой холодный день!
– Что? – спросили остальные.
– Греться! Но я также знаю, что нужно делать, если это невозможно.
– Что?
– Мерзнуть.
А о чём для вас эта притча?
Надеюсь, ведение дневника войдет в вашу привычку. Желаю вам спокойствия и уверенности в себе!